В статье рассмотрены советы родителям о том, как помочь ребенку адаптироваться в первом классе Адаптация в первом классе
Поддержка родителей
Адекватная планка и адекватное отношение к успехам и неудачам
Стоит избегать завышенных требований к ребенку.
Существует такое состояние — «выученный неуспех» — когда ученик заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Причина – завышенные требования родителей. Это может быть позиция «нужна только пятерка», или родители чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше, или специально занижают достижения способных детей, чтобы те не загордились. Так школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей, перестает верить в свои силы, теряет интерес к интеллектуальной или творческой деятельности, не получает удовольствия от своих успехов.
Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и необходимо делать все только «на отлично». Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. («Это еще хорошо, что учительница считает, что это хорошо, я бы это оценил ниже»).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника, и т. д.
Стимулирование развития произвольности
Важно поддерживать развитие самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого только после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает противоположный эффект – привыкание к помощи и снижение инициативы. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
В процессе усвоения ребенком социальных норм и правил следует избегать авторитарного насаждения дисциплины. Нужно аргументировать то или иное правило, рассказывать ребенку о возможных последствиях его действий для других людей.
Для стимулирования развития произвольности можно увеличивать степень участия ребенка в важных для него делах и постепенно разделять с ним ответственность. Например, это может касаться собирания портфеля, заведения будильника. Так постепенно ребенок сможет делать это (и многое другое) самостоятельно.
Межличностные отношения
Социальные связи ребенка с миром расширяются, его опыт общения со сверстниками и взрослыми обогащается. Очень значимой становится внешняя оценка – признание и одобрение значимых других.
А) Детский коллектив
Принятие расширяющегося социального мира ребенка, доброжелательность к новым друзьям ребенка, прогулкам, запаздыванием из школы и пр., позволять приглашать в гости, отпускать в гости к другим детям.
Первый сосед по парте важен для того, как ребенок вольется в коллектив и какую роль в нем займет. В этом возрасте проявляется подражание сверстникам, соревновательность в отношении с ними. Ребенок может стремиться действовать как друг, не отставать от него. Это можно обсудить с учителем. Ведь учитель организует совместную деятельность и общение детей, выделяя кого-то в качестве образца, комментируя их суждения, друг о друге; дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе — чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку — индикатор отношений к нему и его одноклассников.
Б) Учитель
Родитель перестает быть абсолютным авторитетом, образцом; эту роль принимает учитель. Задача родителя – стать на позицию сотрудничества, сочувствующего советчика и помощника. Не противопоставленный образец, но равный, хотя старший и более опытный; это создает предпосылки того, что ребенок будет советоваться и принимать помощь в трудных ситуациях.
Необходимо относится к требованиям и новым обязанностям ребенка так же серьезно, как и сам ребенок. Ребенок не умеет выделять приоритеты, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь, цветные карандаши, спортивная форма, цветок, который вы обещали принести в класс; он может отреагировать очень эмоционально, если родитель не смог, забыл, и пр. Учительница для ребенка, особенно в первое время,— «самая-самая», негативизм или небрежное отношение к ее требованиям затруднит ребенку его самоопределение в статусе ученика.
Необходимо установить контакт с педагогом, участвовать в жизни класса, прислушиваться к ее советам.
Необходимо согласовать с учителем критерии хорошего и плохого, требования к ребенку. Требования правил и норм поведения не должны зависеть от настроения взрослого или носить эпизодический характер. Дети в начале школьной жизни настроены на следование требованиям учителя; учитель должен быть последователен в своих требованиях. Кроме этого, требования в семье (принятые нормы поведения и пр.) не должны сильно отличаться от требований школы. Это стоит обговорить с учителем.
Не нужно также пытаться подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу).
Особо оговорить нужно ситуацию, когда ребенок до школы воспитывался дома, где его опекали и все позволяли; может возникнуть конфликт с учителем, когда ребенок попытается, как дома, капризничать, настаивать на своем, требовать повышенного внимания, и пр. В этой ситуации не стоит сразу обвинять учителя в нелюбви к ребенку, спокойно разобраться в ситуации, но в отсутствии ребенка. Не стоит при ребенке эмоционально обсуждать несправедливость педагога, искать другой класс, пр. Все это только усложнит адаптацию ребенка к школе.
Таким образом, учитель – олицетворение общества, транслирующее систему норм, прав и обязанностей, критериев оценки и пр.; семья выполняет функцию поддержки в овладении и освоении этого всего. Ребенок нуждается в уважении к его новой позиции, обязанностям и пр., интереса к школьным делам, а также поддержки, радости успехам, помощи в трудных ситуациях. Но при этом учебные дела ребенка не должны быть в центре забот всей семьи.
Перед первым сентября
Режим дня.
Ребенка необходимо подготовить к режиму дня, которому ему нужно будет следовать. Некоторые родители балуют ребенка вплоть до 31 августа, позволяют вставать, ложиться спать, есть, когда ему захочется. И потом вдруг 1 числа начинается строгий режим подъемов, отбоев и приема пищи. Это дополнительный стрессогенный фактор. Необходимо за некоторое время подготовить ребенка к распорядку дня ученика. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Удачная идея – сходить «теплым летним вечером» в здание школы, познакомить ребенка с ним. Показать классы, парты; рассказать, что он будет здесь делать. Если есть возможность, можно познакомить ребенка с учителем. Тогда 1-го сентября он увидит свою учительницу не в первый раз, а уже будет знать «Мариванну», знать, что она хорошо к нему относится.
Школьные принадлежности.
Если ребенок видит свои школьные принадлежности впервые утром первого сентября, то он потратит много времени в классе на то, чтобы выяснить, как что открывается и закрывается, и т. д., приспособиться к ним. Ребенку нужно привыкнуть к вещам. Не стоит также покупать звучащие предметы, или очень яркие (отвлекающий момент, особенно если у всех 30 чел.). Чем проще принадлежности, тем проще ребенку будет в классе.
Коллектив детей.
Перед первым сентября стоит поговорить с ребенком об этом: «Ты придешь в школу, у тебя появятся новые знакомые и друзья, у вас будут общие занятия, интересы…»
Конечно, не нужно представлять все в слишком розовом свете (чтобы избежать разочарования), но и пугать и в красках живописать трудности учения тоже нельзя. Нужно найти золотую середину, и главное – проговорить, что родитель всегда поддержит ребенка в сложной ситуации и поможет. Когда ребенок твердо уверен в этом, он психологически защищен.
Перед первым сентября полезно подойти к будущему учителю, обсудить здоровье ребенка, его индивидуальные особенности… |